Главная -> Новости

ВВС Новой Зеландии14.05.2015  

14.05.2015

ВВС Новой Зеландии

RNZAF PBY-5 Catalina NZ 4020 XX-W “The Wandering Witch” 6 эскадрильи примерно 1944 автор камуфляжа

История применения самолетов в Новой Зеландии восходит к 1913 году, когда Новая Зеландия получила от Великобритании два моноплана Блерио XI.

Блерио XI аэродром ЖуковскийВ ходе Первой мировой войны Новая Зеландия официально не имела собственных военно-воздушных сил. Новозеландские пилоты состояли в рядах Королевского летного корпуса Великобритании, а также авиации британского Королевского флота. Против Центральных держав сражались около 400 пилотов из Новой Зеландии, 70 из которых погибли. Наиболее результативным из них стал Киф Колдуэлл, записавший на свой счет около 25 воздушных побед. Сражения Первой мировой войны разворачивались далеко от берегов Новой Зеландии. Её географическое положение позволяло обучать летчиков, не подвергая их риску нападения противника. В 1916 году случился качественный прорыв, когда сэр Генри Виграм, владелец авиакомпании в городе Крайстчерч, безвозмездно передал свой аэродром в собственность правительства. Так был заложен фундамент для создания Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF).

В 1923 году правительством Новой Зеландии были учреждены Постоянные ВВС Новой Зеландии (NZPAF), которые вместе с добровольческими ВВС Новой Зеландии стали официальным авиационным подразделением в составе новозеландских сухопутных войск. В начале своего существования ВВС комплектовались самолетами времен Первой мировой, такими как Бристоль F.2 и Авро 504К. В условиях нехватки финансирования и Великой депрессии 30-х годов было очень сложно организовать снабжение новыми самолетами. Серьезная модернизация, позволившая поднять боеспособность ВВС, стала возможной лишь в 1935 году. В 1937 году ВВС официально стали независимым родом войск и приобрели статус, равный ВМФ и сухопутным войскам Новой Зеландии.

Вице-маршал авиации Кейт Парк — новозеландец, командовавший в 1940 обороной Лондона в ходе «Битвы за Британию»В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война. Процесс модернизации Королевских ВВС Новой Зеландии еще не был завершен, и они не были готовы к войне. Однако к тому моменту уже была запущена британская общеимперская программа подготовки пилотов. Она позволила оперативно подготовить необходимые новозеландским ВВС кадры: пилотов, стрелков и штурманов. Одновременно с этим в Великобритании шло формирование 75-й эскадрильи, экипированной бомбардировщиками Виккерс «Веллингтон» и личным составом, состоящим из новозеландцев. Среди летчиков и командиров британских ВВС было довольно много представителей Новой Зеландии. Из боевых офицеров Королевских ВВС Великобритании, имевших новозеландское происхождение, наиболее известными стали главный маршал авиации сэр Кит Парк и маршал авиации сэр Артур Конингэм. Летчики из Новой Зеландии участвовали в операциях британских ВВС над Европой и Африкой, по меньшей мере 70 пилотов стали асами, три из которых (сержант Джеймс Алан Ворд, подполковник авиации Леонард Трент и старший лейтенант авиации Ллойд Тригг) были награждены Крестом Виктории — высшей военной наградой стран Содружества.

Но, конечно, не все новозеландские летчики служили в Европе и Африке. В декабре 1941 года японская экспансивная политика вылилась в масштабные боевые действия против американских, голландских и британских колоний в Тихоокеанском регионе. Сначала Новой Зеландии пришлось переоборудовать и вооружить многие из своих учебных самолетов, такие как Норт Америкэн «Гарвард», чтобы иметь хотя бы иллюзию защиты от японцев, однако в 1942 году между США и Новой Зеландией было заключен договор ленд-лиза, по которому начались поставки истребителей P-40 «Киттихоук». С Малайских островов были переброшены опытные пилоты, и ВВС Новой Зеландии оперативно включились в боевые операции на Тихоокеанском театре военных действий. В 1943 году новозеландские летчики участвовали в сражениях над Гуадалканалом, Рабаулом и морем Бисмарка. В ходе войны «Киттихоуки» были заменены на более современные истребители F4U и P-51.

Групповое фото пилотов 18-й новозеландской эскадрильи у  истребителя F4U «Корсар» (F4U Corsair).После окончания войны Королевские ВВС Новой Зеландии столкнулись с сокращением бюджета, последовала демобилизация личного состава и списание большей части самолетов. В послевоенный период Новая Зеландия совершила переход в реактивную эру путем приобретения истребителей Де Хэвиленд «Вампир» и «Веном», а также бомбардировщиков Инглиш Электрик «Канберра». В 1970-е годы эти устаревающие модели были заменены на истребители А-4 «Скайхок» и самолеты BAC «Страйкмастер», способные выступать одновременно в роли штурмовика и учебно-тренировочной машины.

После окончания холодной войны бюджет Королевских ВВС Новой Зеландии был еще сильнее урезан, что привело к закрытию многих аэродромов. Последний удар боеспособности ВВС был нанесен в 2001 году, когда лейбористское правительство отменило готовящуюся закупку 28 многофункциональных самолетов F-16 и отправило в утиль все оставшиеся A-4 «Скайхоуки» и легкие штурмовики Аэромакки МВ-339. По этой причине сегодня парк самолетов новозеландских ВВС состоит в основном из вертолетов Агуста-Вестланд А109 и Эн Эйч Индастриз NH90, а также патрульных самолетов Локхид Р-3 «Орион» и транспортников Локхид С-130.

Автор: Адам «Бонкерс» Лисиевич

источник: warthunder.ru      
Все новости

Подразделы